СПС в ГосДуме. Архив.

Архив сайта СПС в ГосДуме // Материалы // Материалы учредительного сьезда ООПО СПС // Доклад Гайдара Е.Т. о тезисах экономической программы

Доклад Гайдара Е.Т. о тезисах экономической программы

Тезисы экономической программы подготовлены, вам розданы.

Это короткий документ. Я ни в коей мере, разумеется, не собираюсь его персказывать.

Я хочу использовать те несколько минут, которые у меня есть по регламенту, для того, чтобы сказать о тех принципиальных ориентирах в нашей программной работе, которые мы видим и которыми должны будем руководствоваться в ближайшее время.

Одним из важнейших результатов I999 года является не только начавшийся экономический рост в России, но и резко выросший уровень согласия в обществе по принципиальным программным вопросам.

Если вы обратили внимание, в ходе избирательной кампании I999 года по выборам в Государственную Думу такой, в общем немаловажный, вопрос, как вопрос о характере российской экономики, рыночном и частном характере, не ставился под вопрос ни одной политической силой, имеющей шанс попасть в Думу, включая Коммунстическую партию Российской Федерации. Обсуждалось много всего, но ни одна политическая партия или движение не выступили с лозунгами демонтажа рынка, демонтажа частной собственности и восстановления социалистической экономики. За эти годы, годы реформ, очень непростые, по одному фундаментальному вопросу о том, что наша экономика является и будет являться рыночной и частной, достигнут очень высокий уровень согласия.

В некотором смысле сегодня можно сказать, что те задачи, которые мы ставили в своих программах I99I-I992 гг., в основном решены. Они решены не за три года, как мы надеялись, а за восемь лет. Они решены гораздо медленнее, чем было необходимо и возможно, они решены с огромными издержками. Но тем не менее, этот факт радикального изменения, устойчивого изменения принципиальных характеристик нашей экономики он произошел.

Поэтому сегодня начинается принципиально иной этап, когда в центре внимания не вопрос, будет ли российская экономика рыночной, а вопрос о том, какой будет рыночная российская экономика? Это будет по-прежнему экономика номенклатурного капиталзма, которая сложилась сегодня, или это будет открытая экономика равных правил игры с условиями для устойчивого экономического роста? И вокруг этого будет идти борьба в ближайшие годы. Именно на достижение этой задачи должны быть ориентированы все наши экономические программные документы.

Надо сказать, что решение этой задачи, задачи формирования базы для устойчивого экономического роста, бесконечно сложно в интеллектуальном и организационном смысле. Потому что это в первую очередь создание институтов и структур, которых не было в России на протяжении многих десятилетий и которые нам еще предстоит сформировать.

Просто пунктиром я перечислю набор вещей, которые нам надо было бы сделать в ближайшие годы. Нам необходимо провести радикальную налоговую реформу, резко снизив бремя налогообложения лояльного налогоплательщика, расширить налоговую базу, закрыть существующие "дырки", обеспечить гарантии прав налогоплательщика. Мы должны провести серьезную реформу фискального федерализма, четко закрепив сферы ответственности за разными уровнями власти и обеспечив адекватный источник. Мы должны провести радикальную реформу всей системы социальной поддержки населения, устранив те обязательства, которые являются невыполнимыми и сделав эту систему реально адресной, добившись того, чтобы она обеспечивала перераспределение доходов от богатых к бедным, а не от бедных к богатым, как сейчас.

Мы должны радикально усилить уровень защиты прав частной собственности, внося очень серьезные изменения во всю структуру нашего законодательства и одновременно добиться того, чтобы эти законы соблюдались на практике.

Мы должны закрепить частную собственность на землю и добиться легального частного земельного оборота - важнейшая проблема, которая не была решена за эти годы.

Мы должны провести радикальное дерегулирование экономики, добиться того, чтобы экономика была открытой, экономика равных правил игры, и для этого необходимо внести серьезнейшие изменения в нормативные акты федерального уровня и, особенно на региональном уровне, в те нормативные акты, которые закрывают сегодня рынок и не стимулируют малое предпринимательство.

Мы должны радикально изменить систему трудового законодательства, которая досталась нам от Советского Союза, абсолютно оторвалась от реальных условий нашей жизни и не обеспечивает каких бы то ни было реальных, не бумажных гарантий наемным работникам.

Мы должны провести Пенсионную реформу, добившись того, чтобы пенсионная система оказалась долгосрочной и устойчивой, включая накопительные элементы, работала бы на стимулирование сбережений и инвестиций в национальную экономику.

Мы должны провести серьезную реформу системы финансирования образования и здравоохранения, обеспечив равенство условий конкуренции различных форм собственности в этой области, четкое определение масштабов финансов и ответственности государства по различным уровням его.

Мы должны провести серьезную реформу системы регулирования сельскохозяйственного производства и так далее.

Короче говоря, каждая из этих реформ для нормальной, устойчивой рыночной экономики - английской или американской, полномасштабной была бы предметом серьезнейшей борьбы, подготовки, встретив огромные трудности в своем осуществлении. Мы вынуждены будем продвигаться по всем этим и многим другим направлениям, которые я, в силу недостатка времени, не мог не то что обозначить в содержательном плане, но не мог даже перечислить. И тем не менее все эти задачи мы вынуждены будем решать.

Преимущество "Союза Правых Сил" состоит в том, что мы - одна из немногих политических организаций, которые способны разворачивать свои трехстраничные тексты в многотысячные фолианты, которые состоят из разработанных нормативных актов, разработанных законов, просчитанных программ. Один из таких фолиантов Сергей Владиленович Кириенко передал Владимиру Владимировичу Путину накануне парламентских выборов, и я хочу сказать, что рад тому, что очень многие идеи, содержавшиеся там, и разработки, и тексты находят свое отражение в тех программных документах, над которыми сегодня работает Правительство. Я очень надеюсь, что и дальше мы сможем помогать Правительству формировать развернутые реалистичные документы, позволяющие продвигаться по всем этим направлениям, потому что Правительство плохое, если у него нет разработки стратегических программ. Даже самое хорошее Правительство погружено в свои сиюминутные заботы, слишком вынуждено полагаться на механизм межведомственных согласований, потому что некому в самом Правительстве разрабатывать серьезные стратегические комплексные программы.

Я думаю, что в той мере, в какой Правительство будет прислушиваться к нашим рекомендациям, мы и впредь будем им помогать. И здесь огромная интеллектуальная работа предстоит нам.

И второе - для чего нам предельно важна четкая позиция по экономической программе? В Правительстве сегодня работает довольно много наших единомышленников, и я убежден, что они будут пытаться проводить разумную линию. Они будут встречаться с серьезнейшим сопротивлением, сопротивлением реальной жизни, сопротивлением групп интересов, сопротивлением в самом Правительстве, в парламенте, и каждый раз их будут убеждать в том, что это - слишком радикально, что надо медленней, консервативней и т.д. У них должны быть оппоненты с идеологически либеральной стороны. И мы должны быть противовесом тем политическим силам, которые каждый раз будут убеждать в том, что нельзя так последовательно, мы вынуждены будем и должны будем отстаивать именно последовательную позицию.

Более того, именно и только сходство в принципиальных вопросах того, что делает Правительство, с нашими важнейшими программными задачами, на мой взгляд, и должно определять нашу позицию и отношение к Правительству. Эта позиция и отношение к Правительству - вопрос принципиальный, и определяется не тем: нравится или не нравятся вам персоналии, работающие там, а должны определяться тем, в какой степени Правительство в своей конкретной работе, и Правительство федеральное, и региональные органы власти, с которыми мы сотрудничаем, руководствуются теми фундаментальными принципами, на которых строится наша программа.

Да, то, что мы предлагаем сделать в России в ближайшие годы - это очень амбициозная серьезная задача, очень нелегкая в выполнении, но мы убеждены: наше дело правое и победа будет за нами.

 

  • Наши партнеры

    Перцовый баллончик Факел 2, газовый баллончик факел 2 тут.